Вернуться к обычному виду

Частинский муниципальный район
Пермского края

Официальный сайт

Свежие новости
Опрос
Меню сайта
Погода
Погода в Частых


Стандарт «Проведение аудита эффективности использования муниципальных средств»

12.07.2016

1. Общие положения 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля  «Проведение аудита эффективности использования муниципальных средств» (далее по тексту - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации задач Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района (далее по тексту – КСП Частинского муниципального района) по определению эффективности расходов средств местного бюджета и использования муниципальной собственности в соответствии со статьями 9, 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту - Федеральный закон № 6-ФЗ), с Положением о Контрольно–счётной палате Частинского муниципального района, утверждённым решением Земского Собрания Частинского муниципального района от 30.05.2012 № 233 (далее по тексту – Положение о КСП), Регламентом Контрольно-счетной палаты Частинского муниципального района, утверждённым  председателем КСП Частинского муниципального района 02.07.2012 года.

1.2. Стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 6-ФЗ, Положением о КСП и иными нормативными правовыми актами.

При подготовке Стандарта учтены положения стандартов финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (утверждён Коллегией Счётной палаты Российской Федерации, протокол от 09.06.2009 № 31К (668)), СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утверждён Коллегией Счётной палаты Российской Федерации, протокол от 02.04.2010 № 15К (717)), Методики проведения аудита эффективности использования государственных средств (утверждена Коллегией Счётной палаты Российской Федерации, протокол от 23.04.2004 № 13 (383)), стандартов ИНТОСАИ и других международных стандартов в области государственного контроля, аудита и финансовой отчётности, а также Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля (утверждены Коллегией Счётной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).

1.3. Стандарт устанавливает основные нормы, правила и требования, которые должны выполняться в КСП Частинского  муниципального района при организации и проведении аудита эффективности использования муниципальных средств, с учётом общих правил проведения контрольного мероприятия, определённых в Регламенте Контрольно-счётной палаты Частинского  муниципального района.

1.4. Положения Стандарта применяются при проведении аудита эффектив-ности муниципальных средств Частинского  муниципального района, сельских поселений, входящих в состав Частинского муниципального района и передавших полномочия контрольно-счётных органов поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля КСП Частинского муниципального района.

1.5. Стандарт предназначен для применения сотрудниками КСП Частинского муниципального района, привлечёнными специалистами и независимыми экспертами, участвующими при проведении аудита эффективности муниципальных средств. 

2. Содержание аудита эффективности 

2.1. Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования муниципальных средств, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений при реализации запланированных целей, решении поставленных задач и выполнении возложенных функций по социально-экономическому развитию муниципального образования.

Муниципальные средства – это совокупность бюджета муниципального образования и муниципальной собственности.

Объекты контроля – органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия, иные организации, на которые распространяются контрольные полномочия КСП Частинского муниципального района.

2.2. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий КСП Частинского муниципального района проверяются и анализируются:

организация и процессы использования муниципальных средств;

результаты использования муниципальных средств;

деятельность органов местного самоуправления, организаций и учреждений по использованию муниципальных средств.

2.3. По результатам проверки и анализа деятельности объектов контроля (проверки) определяется степень эффективности использования ими муниципальных средств.

Аудит эффективности предполагает проведение различных видов проверок, которые отличаются в зависимости от предмета и объектов проверки, поставленных целей и задач. Можно выделить следующие виды проверок, которые условно делятся на две группы.

Первая группа – это проверки эффективности, связанные с исполнением полномочий по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, в частности:

а) проверки эффективности использования муниципальных средств, направляемых на выполнение государственных и муниципальных функций, реализацию целей социально-экономической политики государства и Частинского муниципального района (например, проверки эффективности расходов местного бюджета на образование, культуру, социальную сферу и т.п.);

б) проверки эффективности использования муниципальных средств отдельными главными распорядителями, распорядителями или бюджетными учреждениями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач;

в) проверки эффективности использования муниципальных средств в отдельных сферах или видах деятельности, осуществляемых несколькими главными распорядителями, распорядителями и (или) бюджетными учреждениями.

Вторая группа включает проверки местных программ, в реализации которых принимает участие несколько главных распорядителей, распорядителей, бюджетных учреждений и иных организаций (программа социально-экономического развития Частинского муниципального района, муниципальные программы).

2.4. При организации и проведении аудита эффективности следует руковод-ствоваться тем, что каждая проверка эффективности использования муниципальных средств должна давать конкретные результаты, которые могли бы способствовать: повышению ответственности, прозрачности и подотчётности в работе проверяемых органов и организаций - получателей бюджетных средств; решению наиболее значимых вопросов и проблем, которые соответствуют интересам общества; повышению эффективности работы проверяемых органов и организаций - получателей бюджетных средств, в том числе внедрению в их деятельность современных методов работы; более эффективному использованию бюджетных средств.

Аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств проверяемыми органами и организациями.

2.5. Выводы и рекомендации, сформулированные в отчётах КСП Частинского муниципального района по результатам проведения аудита эффективности использования муниципальных средств, не должны содержать политических оценок решений, принимаемых органами местного самоуправления. 

3. Определение эффективности использования муниципальных средств 

3.1. Эффективность использования муниципальных средств характеризуется соотношением между достигнутыми объектами проверки результатами и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования средств местного бюджета.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы муниципальные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования средств местного бюджета.

3.2. Экономичность характеризует взаимосвязь между объёмом муниципаль-ных средств, использованных объектом проверки для реализации запланированных целей, решения поставленных задач, на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем её результатов с учётом обеспечения их соответствующего качества.

Использование муниципальных средств является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объёма (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объёма муниципальных средств (относительная экономия).

Определение экономичности использования муниципальных средств осуществляется посредством проверки источников и способов приобретения необходимых ресурсов для муниципальных нужд (например, проведение конкурсов). Проводится сравнение затраченных объектом проверки средств на поставку товаров и оказание соответствующих видов муниципальных услуг с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций.

Для оценки экономичности использования муниципальных средств необходимо установить, имелись ли у объекта проверки возможности приобретения товаров и услуг наиболее экономным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленных целей на основе использования меньшего объёма муниципальных средств или получить более высокие результаты деятельности при заданном объёме средств.

3.3. Продуктивность использования муниципальных средств определяется соотношением между объёмом произведённой продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Использование муниципальных средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведённой продукции и оказанной услуги или объём произведённой продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.

Для оценки продуктивности использования муниципальных средств должны применяться плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов ресурсов.

Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотношения между затратами и результатами сравниваются с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период в сопоставимых условиях, или же с соотношениями между затратами и результатами в других организациях или учреждениях Частинского муниципального района, Пермского края, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств.

3.4. При проведении аудита эффективности использования муниципальных средств результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путём сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования муниципальных средств или деятельности объектов проверки, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объёмы произведённой продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.).

Социально-экономический эффект использования муниципальных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые они были использованы.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования муниципальных средств или деятельности объектов проверки оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах они были использованы.

3.5.      В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования муниципальных средств, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования муниципальных средств.

В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определённых услуг в полном объёме, результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но если эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий.

При определении социально-экономического эффекта использования муниципальных средств необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были напрямую связаны с использованием муниципальных средств или деятельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект. 

4. Особенности организации аудита эффективности

4.1. Проведение аудита эффективности включает следующие этапы, которые осуществляются с учётом общих правил проведения контрольного мероприятия, определённых в Регламенте Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района.

На первом (подготовительном) этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов проверки для определения целей конкретного аудита эффективности, формирования вопросов проверки, направлений проведения анализа, обоснования выбора критериев эффективности и способов их оценки. По результатам подготовительного этапа разрабатывается программа проведения аудита эффективности.

На втором (основном) этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования муниципальных средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.

На третьем (заключительном) этапе аудита эффективности подготавливается отчёт, включающий заключения, выводы и рекомендации, также оформляются другие документы по его результатам.

Рекомендуемый порядок действий в процессе организации и проведения аудита эффективности представлен в приложении к настоящему Стандарту.

4.2. Организация и проведение аудита эффективности использования муниципальных средств по всем основным параметрам контрольного мероприятия имеет существенные отличия от финансового аудита, которые обусловлены более сложной методологией его проведения, начиная от предварительного изучения предмета и проверяемых объектов до оформления отчёта о результатах аудита эффективности.

В процессе аудита эффективности, как правило, используется значительный объём контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, собирается обширная информация и изучается большое количество документов и материалов для формирования доказательств, которые требуют значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенностью осуществления аудита эффективности является срок его проведения, который должен быть, как правило, в пределах 6 - 12 месяцев, а также соотношение затрат времени между этапами, которое может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объектов и масштаба проведения аудита эффективности.

4.3. Для успешного и качественного проведения аудита эффективности, как правило, требуются определённые профессиональные знания проверяемой сферы использования муниципальных средств и особенностей деятельности объектов проверки. В этих целях могут привлекаться на договорной основе независимые эксперты (специалисты), которые должны отбираться с учётом их квалификации, понимания данной проблемы и наличия соответствующих знаний и опыта.

При проведении аудита эффективности использования муниципальных средств рабочая группа, сформированная на этапе предварительного изучения и действующая до завершения подготовки отчёта о результатах аудита эффективности, взаимодействует с независимыми экспертами по наиболее важным, сложным, а также непредвиденным проблемам, возникающим в ходе проведения проверки и требующим квалифицированных рекомендаций для их решения. Отдельные независимые эксперты, могут включаться в состав рабочей группы в качестве специальных консультантов, а также для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок. 

5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности 

5.1. Содержание предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности. 

5.1.1.   При проведении каждого конкретного аудита эффективности проводится этап предварительного изучения его предмета и проверяемых объектов, необходимый для подготовки к его проведению и оценки результатов использования муниципальных средств.

В процессе предварительного изучения определяются:

цели и задачи аудита эффективности;

вопросы проверки и анализа;

способы и методы сбора фактических данных и информации;

критерии эффективности использования муниципальных средств.

По результатам предварительного изучения разрабатывается программа проведения аудита эффективности.

Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы ещё до начала непосредственной проверки на объектах было чётко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

5.1.2. На этапе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности составляется план, включающий перечень вопросов для изучения, , источники получения информации, сроки изучения вопросов и представления материалов.

5.1.3. В процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности осуществляется сбор и проводится анализ необходимой информации, касающейся предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, выявляются и анализируются существующие риски неэффективного использования муниципальных средств, проводятся консультации с независимыми экспертами (специалистами), а также, при наличии возможности, собеседования с руководителями и сотрудниками объектов проверки.

5.1.4.   Результаты предварительного изучения предмета аудита эффективности и проверяемых объектов фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служащие обоснованием для выбранных целей аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, а также критериев эффективности использования муниципальных средств и методов их оценки. 

5.2. Цели и вопросы аудита эффективности 

5.2.1. Для осуществления конкретного аудита эффективности необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые определяют границы содержания предмета, сформулированного в его наименовании. Формулировки целей должны указывать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, ответит его проведение.

5.2.2. Цели аудита эффективности формулируются путём последовательного исключения из перечня реализуемых видов деятельности объектов проверки тех вопросов, которые по результатам предварительного изучения не имеют существенных негативных проблем.

Цели аудита эффективности должны быть направлены на такие аспекты проверяемой сферы использования муниципальных средств и деятельности объектов проверки, в которых выявлена высокая степень рисков неэффективного использования муниципальных средств, чтобы результаты проверки могли дать наибольший эффект от проведения аудита эффективности.

Цели аудита эффективности определяются также исходя из содержания целей и задач проверяемой сферы использования муниципальных средств или деятельности проверяемых объектов, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.

5.2.3. Цели аудита эффективности должны иметь чёткие формулировки и включать определение экономичности, продуктивности и результативности использования муниципальных средств в совокупности или их оценки в различном сочетании, в соответствии с которыми можно было бы сделать отвечающие им выводы и рекомендации по результатам аудита эффективности.

5.2.4. Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели и должны ей соответствовать. Перечень и содержание вопросов должны быть такими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.

Количество вопросов по каждой цели аудита эффективности должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для определения эффективности использования муниципальных средств в проверяемой сфере и обеспечить получение доказательств по каждой цели аудита эффективности. 

5.3. Критерии эффективности использования муниципальных средств 

5.3.1.   Критерии эффективности представляют собой качественные характеристики и количественные показатели организации, процессов и результатов использования муниципальных средств и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы, какие результаты являются свидетельством эффективного использования муниципальных средств.

Критерии эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности. Они должны соответствовать целям аудита эффективности и служить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, продуктивности, результативности) использования муниципальных средств, которые делаются путём сравнения фактических данных о результатах использования муниципальных средств, полученных в процессе проверки и анализа, с установленными критериями.

5.3.2.   Выбор критериев эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов после определения его целей на основе анализа следующих источников:

законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету аудита эффективности или деятельности проверяемых объектов, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования муниципальных средств;

результатов деятельности проверяемых объектов в предшествующий период или работы других организаций или учреждений Частинского муниципального района, Пермского края, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств бюджета или выполняют аналогичные виды работ;

материалов соответствующих государственных статистических данных.

5.3.3. Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев эффективности, которые должны быть объективными, чёткими, сравнимыми, достаточными.

Критерии эффективности являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования муниципальных средств и деятельности объектов проверки, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.

Чёткость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчёта о результатах данного аудита эффективности.

Сравнимость критериев эффективности состоит в том, чтобы они увязывались с критериями эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования муниципальных средств или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.

Критерии эффективности являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности использования муниципальных средств в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.

5.3.4. Количество критериев эффективности в каждом аудите эффективности может быть различным в зависимости от особенностей предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов. Необходимо, чтобы состав критериев эффективности был достаточным для формирования обоснованных заключений и выводов по результатам аудита эффективности в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.

5.3.5. В процессе выбора критериев эффективности целесообразно обсудить и желательно согласовать с руководством объектов проверки и других заинтересованных муниципальных органов перечень критериев, включаемых в программу аудита эффективности, который будет применяться для оценки эффективности использования муниципальных средств.

В случае отказа руководителей объектов проверки и других заинтересованных муниципальных органов согласовать указанный перечень критериев эффективности или отдельные критерии данный вопрос вносится руководителем контрольного мероприятия (или лицом, ответственным за проведение аудита эффективности) на рассмотрение председателю КСП Частинского муниципального района. 

5.4. Способы проведения аудита эффективности 

5.4.1. В ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы проведения аудита эффективности с учётом того, что проблемы, связанные с эффективностью использования муниципальных средств, как правило, существуют и проявляются в большом разнообразии форм, имеют достаточно сложные комплексные причинно-следственные связи.

Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания его предмета, особенностей деятельности объектов проверки, а также целей конкретного аудита эффективности.

5.4.2. Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:

а) организации использования муниципальных средств;

б) результатов использования муниципальных средств;

в) отдельных аспектов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или в деятельности проверяемых объектов.

5.4.3. Проверка и анализ организации использования муниципальных средств является, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффективности. Проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования муниципальных средств в соответствии с установленными для данных проверок критериями эффективности.

Определяются наличие, надёжность и результативность функционирования на проверяемых объектах внутреннего контроля, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования муниципальных средств. Как правило, тщательно изучаются и проверяются те элементы системы внутреннего контроля, в которых может существовать высокая степень риска их ненадёжности. Кроме того, при проверке необходимо учитывать влияние того или иного элемента системы внутреннего контроля на достижение запланированных результатов.

В случае, если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в работе проверяемого объекта, являются вполне удовлетворительными и не требуют специальной проверки.

5.4.4. При анализе результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов, причём на данном этапе проверяются и изучаются результаты деятельности, а не применявшиеся для их достижения методы или процессы. Для такого подхода необходимы соответствующие критерии эффективности в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использования муниципальных средств.

Если достигнутые результаты использования муниципальных средств и деятельности объекта проверки являются неудовлетворительными, то есть установлено, что они не соответствуют установленным критериям эффективности (качественные характеристики и количественные показатели оценки достигнутых результатов использования муниципальных средств оказались ниже характеристик и показателей критериев эффективного использования муниципальных средств), проверка должна быть продолжена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.

Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительными, это означает минимальный риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования муниципальных средств или в деятельности объекта проверки. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов использования муниципальных средств в соответствующей сфере деятельности, формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности их использования.

5.4.5. Для проведения аудита эффективности и анализа отдельных аспектов использования муниципальных средств необходимо выбирать такие направления в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки, результаты проверки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщённые выводы об эффективности использования муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эффективности использования муниципальных средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций в данной сфере.

Выбор конкретных направлений использования муниципальных средств осуществляется с учётом степени их влияния на результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или на деятельность объектов проверки и определяется целями и вопросами аудита эффективности. Если в результате проверки и анализа выбранных направлений выявлены серьёзные недостатки и проблемы, это может быть веским основанием для вывода о неэффективном (или недостаточно эффективном) использовании муниципальных средств в рамках предмета аудита эффективности.

5.4.6. Способы проведения аудита эффективности могут применяться в различном сочетании в зависимости от поставленных целей.

На основе выбранных способов проведения аудита эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации в соответствии с установленными критериями эффективности. 

5.5. Программа проведения аудита эффективности 

5.5.1.   По результатам предварительного изучения руководитель контрольного мероприятия (или лицо, ответственное за проведение аудита эффективности) подготавливает и представляет председателю КСП Частинского муниципального района проект программы аудита эффективности, а также в случае необходимости аргументированные предложения об уточнении или изменении его наименования и объектов аудита эффективности.

5.5.2. При разработке программы проведения аудита эффективности необходимо руководствоваться Регламентом Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района, устанавливающего структуру, содержание и форму программы проведения контрольного мероприятия.

В программе проведения аудита эффективности в дополнение к содержанию указанной программы контрольного мероприятия по каждой его цели приводится (при их использовании) перечень установленных критериев эффективности. 

6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации 

6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации 

6.1.1. Фактические данные и информация о результатах использования муниципальных средств собираются посредством изучения документов и материалов, имеющих непосредственное отношение к предмету проверки, в том числе получаемых из других различных источников.

На основе анализа этих данных формируются доказательства, которые используются для того, чтобы:

определить, соответствуют ли результаты использования муниципальных средств и деятельности проверяемых объектов установленным критериям эффективности;

обосновать заключения о выявленных недостатках и сделать выводы по результатам аудита эффективности;

выявить возможности для совершенствования деятельности проверяемых объектов и повышения эффективности использования муниципальных средств, а также сформулировать соответствующие рекомендации.

В составе доказательств также должны использоваться фактические данные и информация, собранные в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и проверяемых объектов.

6.1.2. В отличие от финансового аудита, в котором доказательства подтверждают выявленные факты нарушения нормативных правовых актов, доказательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов проверки, которые приводят к неэффективному использованию ими муниципальных средств.

Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (финансовой и статистической отчётности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные, устные и аналитические доказательства.

Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким образом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделанные на основе собранных доказательств, были способны выдержать критический анализ.

6.1.3. Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с требованиями Регламента Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района, устанавливающего общие правила проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах. 

6.2. Методы получения информации 

6.2.1.   Аудит эффективности проводится с использованием различных методов получения и анализа информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения исчерпывающих доказательств, позволяющих сделать обобщённые заключения и выводы.

6.2.2.   Источниками первичной информации при проведении аудита эффективности являются фактические данные, полученные посредством проведения обследования, которое представляет собой метод сбора данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к предмету аудита эффективности или деятельности объектов проверки.

При решении вопроса о проведении аудита эффективности следует учитывать:

насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для формирования соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;

наличие уже существующей информации по данной проблеме в других организациях, занимающихся сбором соответствующих данных и имеющих результаты проведённых обследований, которые касаются предмета аудита эффективности;

возможность осуществления такой выборки респондентов, которая позволит сделать обобщённые выводы относительно всей изучаемой проблемы;

наличие ресурсов, необходимых для проведения аудита эффективности.

Сбор информации (обследование) может проводиться непосредственно руководителем контрольного мероприятия, инспекторами или привлечёнными специалистами. Должны быть подготовлены соответствующие формы и другие необходимые материалы, а также осуществлена обоснованная выборка объектов обследования. В рабочих документах необходимо чётко описать методику, использованную в процессе обследования. 

7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности 

7.1. Заключения и выводы 

7.1.1. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать со всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах и рабочих документах, с утверждёнными критериями эффективности использования муниципальных средств. По результатам сравнения подготавливаются заключения, которые должны указывать, в какой степени результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют критериям эффективности.

Если реальные результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере и организация деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям, это означает, что муниципальные средства используются с достаточной степенью эффективности. Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации деятельности объектов проверки по использованию муниципальных средств. В случае выявления недостатков заключения должны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств объектами проверки.

7.1.2. При проведении сравнительного анализа и подготовке заключений по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надёжными доказательствами для сделанных заключений. На основе заключений формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита эффективности.

Заключения должны:

содержать характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки от критериев эффективности, установленных в программе аудита эффективности;

определять причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию муниципальных средств, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;

содержать информацию об ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные недостатки;

включать общую оценку степени эффективности использования муниципальных средств по целям аудита эффективности.

Заключения о соответствии (или несоответствии) фактических результатов использования муниципальных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки установленным критериям эффективности, а также сделанные на их основе выводы формулируются в произвольной форме в составе рабочей документации аудита эффективности.

7.1.3. Если в ходе проверки получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утверждённых критериев эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:

определить, имеют ли эти данные случайный характер или же они свидетельствуют о наличии общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки;

оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки;

установить причины наличия данной проблемы и подготовить соответствующие рекомендации по её решению;

проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом проверки, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;

обсудить данную проблему с экспертами и руководством объекта проверки;

собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.

На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам проверки. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчёте о результатах аудита эффективности. 

7.2. Рекомендации 

7.2.1.   Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой формирования результатов аудита эффективности.

В случае, если в ходе проверки выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчёт о результатах аудита эффективности.

Если результаты использования муниципальных средств в проверяемой сфере или объектами проверки соответствуют установленным критериям и могут быть признаны вполне удовлетворительными, это ещё не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования муниципальных средств. Необходимо, основываясь на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности, находить эти возможности и разрабатывать соответствующие рекомендации по совершенствованию деятельности объектов проверки в целях повышения эффективности использования муниципальных средств.

7.2.2.   Содержание рекомендаций должно соответствовать поставленным целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности. Рекомендации необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:

направлены на устранение причин существования выявленного недостатка или проблемы;

обращены в адрес объектов проверки, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;

ориентированы на принятие объектами контроля конкретных мер по устранению выявленных недостатков;

экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду;

направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;

чёткими и простыми по форме.

7.2.3. Формулировки рекомендаций должны быть достаточно конкретными, без излишней детализации. В рекомендациях, как правило, излагаются в общих чертах конкретные вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений. Достаточно лишь указать, что в принципе необходимо сделать объекту проверки или вышестоящей организации для устранения недостатков и решения выявленных проблем. При этом содержание рекомендаций должно быть таким, чтобы можно было проверить их выполнение.

Вопрос о разработке конкретных практических мер по устранению недостатков в деятельности объектов проверки и повышению эффективности использования муниципальных средств, как правило, должен решаться непосредственно их руководством. Вместе с тем, если по результатам проверки установлена необходимость осуществления очевидных мероприятий по повышению эффективности использования муниципальных средств, они должны быть рекомендованы руководству объекта проверки.

7.2.4.   Количество рекомендаций определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необходимо руководствоваться правилом, что лучше сделать немного, но наиболее важных рекомендаций, чем предложить большое количество незначительных рекомендаций, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей отчётов от ключевых результатов аудита эффективности. 

7.3. Отчёт о результатах аудита эффективности 

7.3.1. Подготовка и оформление отчёта о результатах аудита эффективности является завершающей процедурой его проведения, которая осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района, устанавливающего структуру, требования к содержанию и форму отчёта о результатах контрольного мероприятия.

Для того чтобы обеспечить надлежащее качество отчёта о результатах аудита эффективности, его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчёта, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объектов проверки, а также программа аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчёта наполняется соответствующими материалами, к концу проведения проверки формируется предварительный проект отчёта.

7.3.2.   Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчёте в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки. В отчёте следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств, а также указывать конкретные причины и обнаруженные (или возможные) последствия выявленных недостатков.

7.3.3.   Для более объективной оценки результатов использования муниципальных средств в отчёт о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, информация о которых могла бы быть использована органами местного самоуправления и другими организациями для совершенствования их деятельности в целях повышения эффективности использования муниципальных средств.

7.3.4.   Одновременно с отчётом подготавливаются соответствующие документы, содержащие основные выводы по результатам аудита эффективности и рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств, в адрес руководителей проверенных объектов и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, а также информационные письма в адрес органов местного самоуправления, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах аудита эффективности. 

Приложение
К стандарту «Проведение аудита
эффективности использования
муниципальных средств» 

ПОРЯДОК

действий в процессе организации и проведения аудита эффективности 

1.

Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности

1.1.

Оформить соответствующее решение о проведении аудита эффективности

1.2.

Составить план предварительного изучения, включающий:

- перечень изучаемых объектов;

- конкретные вопросы для изучения деятельности каждого объекта;

- источники получения информации;

- сроки изучения;

- распределение инспекторов по конкретным вопросам и объектам изучения;

- сроки представления инспекторами материалов изучения и подготовки отчёта о предварительном изучении

1.3.

Создать папку (структуру файлов) рабочих документов для систематизации собираемой информации в ходе аудита эффективности

1.4.

Провести рабочее совещание, обсудить на нём вопросы организации аудита эффективности

1.5.

Подготовить и направить объектам аудита эффективности уведомления о проведении контрольного мероприятия, а также запросы о предоставлении необходимой информации

1.6.

В случае необходимости сформировать группу привлекаемых внешних экспертов, заключить с ними договоры.

Определить список основных заинтересованных лиц, с которыми необходимо контактировать, включающий:

- руководителей и специалистов вышестоящих организаций;

- членов соответствующих комиссий Земского Собрания Частинского муниципального района;

- контактных лиц в органах исполнительной власти;

- руководителей и специалистов объектов проверки

1.7.

Подготовить график командировок для изучения объектов проверки (при необходимости)

1.8.

Осуществить в соответствии с планом сбор и анализ необходимой информации о предмете и деятельности объектов аудита эффективности, включающей:

- законодательные и иные нормативные правовые акты;

- формы и направления использования муниципальных средств;

- отчёты и планы работы;

- организационную структуру и условия работы объектов проверки;

- результаты использования муниципальных средств;

- основные риски;

- систему и механизмы внутреннего контроля

1.9.

Выяснить мнение и получить консультации основных заинтересованных лиц по проблемам, связанным с предметом аудита эффективности

1.10.

Провести (по возможности) встречи с руководителями и специалистами объектов проверки, на которых:

- проинформировать их о теме и времени планируемой проверки;

- выяснить, какие вопросы они считают ключевыми в деятельности организации или учреждения;

- получить их мнение о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ними задач;

- обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данного аудита эффективности

2.

Подготовить справку о результатах изучения предмета и объектов аудита эффективности, включающую краткое описание и характеристику:

- предмета проверки, состояния его законодательного и нормативного обеспечения;

- выполнения задач и осуществления основных направлений деятельности объектов проверки;

- достижения запланированных целей и результатов в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки;

- существующих внешних и внутренних рисков;

- возможных целей и потенциальных вопросов проверки;

- предлагаемых критериев эффективности;

- подходов к проведению аудита эффективности и методов сбора фактических данных и информации;

- возможных недостатков и проблем

3.

Выяснить мнение руководства объектов проверки в отношении критериев, выбранных для оценки эффективности использования муниципальных средств в целях данного аудита эффективности

4.

Подготовить и утвердить программу проведения аудита эффективности, содержащую:

- основание для проведения аудита эффективности;

- предмет аудита эффективности;

- перечень объектов аудита эффективности;

- проверяемый период;

- срок проведения аудита эффективности;

- цели аудита эффективности с перечнем вопросов и критериев эффективности по каждой из них;

- краткое описание методов проведения проверки и сбора фактических данных для получения доказательств;

- состав ответственных исполнителей;

- срок представления отчёта и других документов по результатам аудита эффективности на рассмотрение председателю Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района

5.

Подготовить рабочий план проведения проверки и анализа, включающий:

- наименование объектов аудита эффективности;

- вопросы проверки и анализа на каждом объекте с указанием ответственных исполнителей, сроков проведения и представления их результатов;

- источники и методы сбора фактических данных и получения информации

6.

Подготовить график выездов на объекты проверки и оформить командировочные удостоверения

7.

Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации

7.1.

Провести рабочее совещание совместно с внешними экспертами (специалистами), обсудить на нём вопросы проведения проверки

7.2.

Провести анализ собранной информации для формирования доказательств

7.3.

Оформить акты по результатам проверки на объектах и рабочие документы по итогам анализа информации

8.

Подготовка и оформление отчёта о результатах аудита эффективности

8.1.

Подготовить заключения о соответствии фактических данных о результатах использования муниципальных средств бюджета в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки

8.2.

Провести при необходимости дополнительный сбор и анализ фактических данных для уточнения или обоснования доказательств

8.3.

Определить причины выявленных недостатков и проблем в проверяемой сфере использования муниципальных средств и деятельности объектов проверки и сформулировать выводы по каждой цели аудита эффективности

8.4.

Подготовить рекомендации по устранению выявленных в результате проверки недостатков в целях повышения эффективности использования муниципальных средств

8.5.

Представить окончательный отчёт и другие документы, подготовленные по результатам аудита эффективности, на рассмотрение председателю Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района

9.

После утверждения отчёта председателем Контрольно-счётной палаты Частинского муниципального района направить отчёт о результатах аудита эффективности в Земское Собрание Частинского муниципального района и главе муниципального района – главе администрации Частинского муниципального района


Количество показов: 2573

Возврат к списку